БУЛЛИНГ – это агрессивное преследование одного из членов коллектива другим ребенком или детьми. Это террор любого вида, физический, психологический, явный или незаметный. Буллинг может проявляться в самых разных формах и самых разных коллективах, а жертва травли не должна обладать каким-то наборам обязательных качеств – ей может стать любой.
СУЩЕСТВУЮТ РАЗНОВИДНОСТИ БУЛЛИНГА (ТРАВЛИ):
ФИЗИЧЕСКАЯ ТРАВЛЯ – это самая явная и очевидная форма буллинга. Примеры физической травли: умышленные толчки, удары, пинки и прочие виды физического насилия. Физическую травлю проще всего заметить. Также эта разновидность травли является самой наказуемой.
ВЕРБАЛЬНАЯ ТРАВЛЯ – булли (те, кто травят других) используют огромное количество обидных слов, фраз, чтобы унизить, запугать и задеть свою жертву. Словесную травлю сложно выявить, поскольку она происходит незаметно для глаз взрослых.
СОЦИАЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ – это вид социальной манипуляции, который подростки используют для того, чтобы подорвать социальную позицию и социальный статус жертвы. Булли исключают жертву из ее социальной группы, игнорируют или исключают из общения (бойкот), заставляя их чувствовать себя одинокими и отверженными.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ. От жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа и запугивания. Порча одежды или других предметов.
КИБЕРБУЛЛИНГ – вид травли с использованием интернет -технологий: разные приложения, мессенджеры и социальные сети. Он включает в себя публикацию обидных или провокационных материалов о жертве, отправку угроз и агрессивных сообщений. Главное отличие кибербуллинга обусловлено особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ. Бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Таким образом, учитель задает пример для подражания.
В СИТУАЦИИ ТРАВЛИ ВСЕГДА ЕСТЬ:
БУЛЛЕРЫ – это инициаторы травли, агрессоры. В конфликте находятся в позиции силы.
ЖЕРТВА – не обязательно, но часто это дети, чем-то отличающиеся от других: отличники или двоечники, любимчики учителей или наоборот, представители других национальностей, инвалиды или дети, имеющие физические недостатки. Также подвергаются агрессии физически слабые подростки, с низкой самооценкой или излишней скромностью, слишком избалованные дети.
НАБЛЮДАТЕЛИ – это люди, которые стараются остаться в стороне от конфликта. Однако это не происходит: полностью игнорировать происходящее не удается. Более того, боясь стать жертвой буллинга, такие дети начинают примыкать к агрессору, даже если внутренне его осуждают.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ БУЛЛИНГА?
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Дети не всегда могут рассказать родителям о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
- ребенок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
- нарушение сна и аппетита;
- беспокойство и тревожность;
- склонность к уединению, нежелание общаться;
- излишня уступчивость и осторожность;
- синяки или ссадины на лице или теле, порванная одежда;
- участившиеся простуды или другие заболевания.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, СТАВШЕМУ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА?
Самое первое и важное, с чего нужно начать – это справиться со своими эмоциями. Потому что часто у нас, как у родителей, поднимается праведный гнев. Хочется сразу добраться до родителей обидчика, а еще лучше до него самого, и «разобраться».
Осознание того, что, если вашего ребенка: дразнят, щипают, отбирают, унижают! Это называется насилие!
Снять с ребенка чувства вины. Он не в чем ни виноват, и он не хуже остальных детей в школе. Доверительно поговорить с ребенком о дальнейшем плане действия и линии поведения.
Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
Сообщить об этом классному руководителю / школьному психологу/завучу /директору и сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
Во время всех этих действий важно, чтобы родитель был ясным и твердым в своих намерениях!
В случае кибербуллинга – заблокируйте сообщения с его адреса и пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку и обратитесь в правоохранительные органы.
Если ребенок пережил сильный стресс, необходимо рассмотреть возможность перевода ребёнка в другой класс или даже в другую школу, а в некоторых случаях на домашнее обучение.
Не закрывайте глаза, не оставляйте ребенка наедине с проблемой, не пускайте на самотек. Бейте во все колокола. Школа обязана принять меры.
Для тех, кто в настоящий момент в ситуации буллинга – сегодня есть миллион способов решить эту проблему. Группы поддержки, горячие линии. Не пренебрегайте ими. Но и не уходите в долгое копания в сетях…самое ценное время. Для кого-то травма от буллинга может стоить годы отсидок под плинтусом, а для кого-то и жизни… Не молчите! Не скрывайте! Просите о помощи! Ищите поддержку!
Телефоны, по которым можно получить психологическую, информационную помощь:
Педагог-психолог Кохнович Наталья Михайловна +375(29)3091255
Детская телефонная линия 88011001611 (круглосуточно и анонимно);
«Телефон доверия» для детей и подростков 80172630303(круглосуточно и анонимно);
Республиканский Центр психологической помощи +375 17 3001006 (анонимно)
раскрыть » / « свернуть